o_nesterov (o_nesterov) wrote,
o_nesterov
o_nesterov

Category:

Свинг в рейхе

Оркестры Европы в начале тридцатых взяли за образец американский джаз и стали развивать его на свой вкус: музыка получалась не такая сладкая и ритмически более акцентированная. Все чаще и чаще она звучала по радио и в кино, выходя за рамки остромодного направления – помимо немногочисленных детей свинга, под нее стала танцевать нормальная немецкая молодежь. Видя ее растущую популярность, и помня, что у истоков жанра стоят еврей Гудман и негр Армстронг, доктор Геббельс, тем не менее, поначалу распорядился ни коим образом джаз не запрещать. «Задавим пропагандой!» - пообещал он. Появились плакаты с чернокожими музыкантами, похожими на обезьян, у которых, ко всему прочему, были желтые шестиконечные звезды на пиджаках, а музыке присвоили, не долго думая, статус дегенеративной.



Но борьба шла вяло, даже когда джаз вроде как официально запретили в 1935 году. Публика все равно хотела слышать эту музыку по радио и в кино, и все продолжалось по-прежнему.
Кульминацией стала Олимпиада в Берлине. Джаз хлынул бурным потоком – и родной и заграничный, в столице укрепила позиции свингующая молодежь, - тут Геббельс, видимо, по-настоящему испугался и изменил свою спокойную политику в этом вопросе.
Но было уже поздно. Как понять – это джаз, или «современная немецкая музыка танцевального стиля»? Проверяющие из проми (минпроп) сходили с ума, тогда было решено выносить решения по расовому признаку. Если композитор или исполнитель еврей\негр – стало быть, эту музыку следует исключить.
Но тут под угрозой оказался репертуар – все самое лучшее было написано как раз не арийцами. Тогда в ход пошел официальный плагиат, - излюбленным трюком в обход цензуры стало менять английские названия на немецкие. “Tiger Rag” становился “Schwarze Panther”* / *«Черная пантера»/, а из еврейской песни “Joseph! Joseph!” получалась отличная композиция “Sie will nicht Blumen und Schokoladen”* /* «Она не хочет цветов и шоколада»/.

С началом войны, в 1939 году, джаз запретили тотально, как вражескую музыку. Но все равно без него не обошлось. «Специально для служащих вермахта» - такие вечера регулярно проводились в Берлине для отпускников с фронта. Для укрепления боевого духа, помимо красивых девушек, требовалась хорошая музыка, и оркестры продолжали играть джаз. Фронтовики бы не поняли предложения потанцевать тирольские сельские танцы.
Для контрпропаганды Геббельс создал специальный свинг-оркестр “Charlie& his Orchestra”. Его записи звучали на коротких волнах, - специально для населения Англии и Америки, - в строго определенное время: с 9 вечера по средам и субботам. Популярные джазовые номера исполнялись с новыми словами - на хорошем английском пелось то про Черчилля, то про Рузвельта, иногда и про Сталина. Запоминающиеся оскорбительные рефрены месяцами не могли выветриться у людей из головы.



312,90 КБ

В берлинском отеле «Император» мужчина в два центнера весом за барабанами, в самом центре сцены, управляет своим оркестром, который скромно сидит по бокам, и при этом этот батончик без конца выбегает вперед, совершая воздушные прыжки и садясь на шпагат. У него и прозвище было смешное - “Gummiball”. */ *Резиновый мячик/
Его зовут Курт Видман. Но он хочет взять себе псевдоним Билли Блэкмор. У него есть один номер, под который можно соблазнить любую. Называется “Haben sie schon man im Dunkel gekuesst?”*/* «Вы уже поцеловались в темноте?»/ Оркестр всегда его играет в темноте, и мужчины при этом постоянно кричат, чтобы музыканты сильно не спешили.
Tags: Берлин довоенный, Геббельс, Курт Видман, Свинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments